Страничка социального педагога

Защитим детей от жестокого обращения и насилия

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости,

 нуждается в специальной охране и заботе, включая

надлежащую правовую защиту как до, так и после

рождения и должен быть защищен от всех форм

небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Выдержка из Декларации прав ребенка,

 принятой Генеральной Ассамблеей ООН  (20 ноября 1959 года)

Первоочередной проблемой, с которой приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми и насилие по отношению к ним, которое не только наносит непоправимый вред их физическому, психологическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям - дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками. В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и  может являться   объектом  для проявления низменных человеческих качеств. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям. 

В настоящее время возникла острая необходимость защиты ребенка от насилия и жестокого обращения, но, к сожалению, не все взрослые и дети  достаточно информированы об их  видах, формах и последствиях. Родители (законные представители) должны владеть знаниями в этой области, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают 4 основные формы жестокого обращения детьми:

1.Физическое насилие - это – нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений.

2.Сексуальное насилие (или развращение). Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.

Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

3.Психическое (эмоциональное) насилие. Это – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера несовершеннолетнего.

К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; оскорбления; шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих её действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п

4.Пренебрежение нуждами ребенка. Это отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития; недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен; недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании; причинение умышленного вреда ребёнку; отсутствие должного обеспечения опекой и надзором; отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п.

Признаки  жестокого обращения и насилия:

Физическое насилие.

В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяются различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ссадины, ушибы, ожоги и т.д.):

Наиболее яркими поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей:

В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения детей.

Сексуальное насилие.

Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим нарушениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Сексуально оскорбительные действия наносят детям глубокую травму, и реакция на нее может проявляться различными способами. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большой мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию.

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно-психические расстройства, возникшие без видимой причины.

Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению; изменение ролевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.

Психическое (эмоциональное) насилие.

Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию:

Пренебрежение нуждам ребенка.

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

Почему родители порой жестоко обращаются  с детьми?

- Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

- Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить.

- В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми

Воспитание детей – процесс сложный, требующий душевных сил и терпения. Часто родитель эмоционально «выгорает». Чтобы спокойно реагировать на детские шалости, держать себя в руках при конфликте, показывать ребенку пример достойного выхода из стрессовой ситуации, взрослые должны сами помогать себе, восстанавливать свои силы. Часто родитель говорит: «Я сгоряча!», «У меня не хватает терпения», «Мне самому нужен психолог». Это проблема родителя, а не ребенка. Изменят родители стиль общения, станут эмоционально уравновешенными, тогда и проблема поведения ребенка исчезнет сама собой.

Родителя нужно всегда помнить, что лучше уйти и сделать передышку, чем воспитывать «сгоряча». Только в уравновешенном состоянии получится  осознать  и вспомнить, что ребенок – это  человек, часть родителя, его отражение.

А в жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Как предотвратитьжестокое обращение  и  насилие над ребенком

(советы для родителей)

Уважаемые родители (законные представители),  запомните эти простые правила:

1.   Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

2.   Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

3.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.  Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

4.   Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

5.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

6.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

7.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

8.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.   Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

9.  Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.

10. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.   

«Берегите своих детей»

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног.

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают, как снег весной

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе

Как же будете вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть.

Щечки нежной губами коснуться…

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться

Вы на свете счастливей всех!

Берегите, пожалуйста, детство!

Рекомендации  социального педагога

 родителям «Как строить отношения  с подростками?»

 

Рано или поздно дети превращаются в подростков, тогда их родителям приходится непросто. Подростковый возраст самый  нежный, но и самый опасный. Прежде улыбчивый, добрый ребёнок становится раздражительным, обидчивым и озлобленным. Он уже не ребёнок, но ещё не взрослый, готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность.  Когда ребёнок становится подростком, меняется не только его физиология, но и социальный статус. Всё это отражается на его эмоциональном и психологическом состоянии и на его взаимодействии с окружающими. Именно в это время существует опасность, что подросток может стать трудновоспитуемым или  «трудным подростком».

 

Воспитывая детей подросткового возраста, родителям нужно набраться сил, терпения и помнить: кризис — это временно, и чтобы его преодолеть, выстроить доверительные отношения  с  сыном или дочерью предстоит поработать над собой. Вот правила, которые вам в этом помогут:

1.Создайте «серую зону».

Важно дать ребенку возможность делать то, хотя бы в некоторых случаях то, что вы не одобряете. Главное — объяснить своё негативное отношение к этому. Подростку свойственна оппозиционность: он будет делать вам всё наперекор, испытывая вас на прочность и исследуя границы допустимого. Задача родителей в этот период — соблюсти баланс между запретами и разрешениями. Для подростка вам придётся сформировать третий вариант — «серую зону». В ней будут вещи, которые вы не одобряете, но готовы разрешить — носить джинсы с дырками или сделать пирсинг, — для каждой семьи «серая зона» своя. Почему вы должны это разрешать? Переходный возраст — время, когда позволительно экспериментировать. Если вы запретите эксперименты, подросток всё равно совершит свою порцию ошибок, просто выберет их из «чёрного списка». А с последствиями предоставит разбираться вам, и без «доверительных отношений».

2. Уважайте личное пространство.

Подростки остро ощущают потребность в личном пространстве. Стремление к одиночеству (иногда изоляции) — ещё одна особенность переходного возраста. Несовершеннолетний впервые остро выделяет себя из окружающего мира и осознаёт свою отдельность, повторяя кризис семи лет. Это означает, в числе прочего потребность в отдельном пространстве: собственной комнате, месте, где можно побыть одному. Многие родители, понимая эту необходимость, интуитивно решают эту проблему,  исходя из возможностей семьи, однако забывают поддерживать идею личного пространства в мелочах. Например, не стучат в дверь комнаты подростка, диктуют, какие плакаты можно вешать, а какие нет, и так далее. Но он  вырос и стал отдельной личностью, поэтому, если вы готовы выделить ему персональную территорию, её границы надо уважать. Разрешать ребёнку разводить в его комнате костёр не стоит, но стучать в дверь — обязательно, если, конечно, вы хотите, чтобы он стучал, заходя к вам. Возможно, чтобы доверительно поговорить.

3. Уважайте чувства ребенка.

Не ставьте под сомнение ценность переживаний подростка. Это может навсегда разрушить доверие между вами. В переходном возрасте ребёнок обладает острой чувствительностью к сторонним оценкам. Представьте, как сын приходит из пятого класса и говорит, что влюбился. Отнесётесь ли вы к этому серьёзно? Сможете ли не засмеяться? А надо! Это чувство, и оно не лучше и не хуже вашего. Неразделённая любовь у подростков болит не меньше, чем у взрослых, а разделённая — наполняет душу радостью. Хотите доверительного разговора, когда ребёнок станет взрослым? Тогда начинайте разговаривать с ним в двенадцать.

4. Для ласки нужно настроение.

Подросток не должен быть всегда готов к крепким родительским объятиям. Постарайтесь понять, когда это действительно нужно. Потребность в ласке у ребенка  одинаково сильна  в любом возрасте. Маленькие дети всегда подходят сами, для того, чтобы их обняли или погладили по головке. От подростка вы этого не дождётесь, хотя он также в этом нуждается. Получать ласку — это право, а не обязанность подростка. Поэтому не обижайтесь, если в ответ на проявление вами нежности, он недовольно бубнит: «Я не маленький». Значит, сейчас ему это не надо. Поймите, когда нужно его приласкать и сами к нему подойдите. Так вы завоюете доверие ребёнка. Родительские объятия в нужное время равны тысяче слов.

5. Замените критику обсуждением.

Старайтесь не критиковать детей подросткового возраста.  Переходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому прекратите их ругать. Вместо этого — объясняйте и обсуждайте то, как вы видите проблему и как её можно решить.  Взрослые люди выясняют отношения, ищут точки соприкосновения, иногда бьют посуду, но один взрослый человек не отчитывает другого из позиции «сверху». Если вы хотите, чтобы ваш сын или ваша дочь делились с вами своими победами и чувствами, знать об их  бедах и проблемах, перестаньте критиковать.

Уважаемые родители, чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

Чего не следует категорически делать родителям

по отношению к подростку?

Родители, всегда помните: в своего ребенка необходимо верить – это главное! Уважая чувства, желания и личные границы подростка, прислушиваясь к тому, о чём он рассказывает, вы не только сможете завоевать его доверие, но и поможете преодолеть самые сложные моменты переходного возраста. Очень важно создать  для него  такие ситуации, в которых он испытает любовь, счастье, взаимопонимание, радость и успех. Это величайший стимул к самопознанию, самоанализу и самосовершенствованию вашего ребенка

 

Всемирный день прав ребенка

 

Рекомендации педагогам по воспитанию проблемных детей

В гости к осени

19 сентября 2019 г. социальный педагог Л.И. Потанина провела индивидуальное интегрированное занятие с приоритетом развития моторики рук «В гости осень к нам пришла» с воспитанником дошкольного возраста Воробьевым Дмитрием. Цель которого - закрепление и обобщение знаний об овощах, привитие любви и формирование познавательного интереса к окружающему миру природы, желания о ней заботиться; развитие мелкой моторики рук и связной речи, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, кругозора, любознательности, формирование познавательного интереса и эстетического вкуса.

Во время занятия ребенок с удовольствием отгадывал осенние загадки, играл в пальчиковую игру «Однажды хозяйка с базара пришла…», выполнял аппликацию «Разноцветный листопад», участвовал в игре «Волшебный мешочек», «Подбери признак», «Что лишнее на картинке?», выполнял физкультминутки: «Мы гуляли, мы гуляли в садике, в садочке», «Урожай» и гимнастику для глаз «Морковка», выкладывал овощи из счетных палочек.

В итоге ребенок узнал много увлекательного и познавательного, но особый интерес у мальчика вызвали: игра «Вершки и корешки» и раскрашивание рисунка «Овощи», согласно указанным значкам.

Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ»  Л.И. Потанина
 

 

Поговорим о воспитании  и наказании детей.

Советы  социального педагога  родителям
Разумное воспитание (притча)
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: «Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?» «Посмотри, женщина, на виноградную лозу», - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».
Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, и за этим обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать? За что нельзя наказывать? 
 Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. 
Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. 
Нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. 
Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, строго не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.
Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. 
Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня. 
Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? 
Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.  
Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление. 
Как можно наказывать: обязательно наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому взрослому. 
Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение. 
Может ли наказание быть средством воспитания? В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний. 
Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред. Надо поставить перед собой задачу, как «очеловечить» наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой. 
Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым) Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого. 
Обязательно  нужно сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово родителей можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
Нельзя спешить в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами. 
Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет. 
Ни в коем случае нельзя злоупотреблять наказанием. Большинство детей привыкают  к этому и не испытывают угрызений совести.  
Семь правил В. Леви.
Важно помнить:
1. Наказание не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психическому).
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные родители ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
 
Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ»  Л.И. Потанина
 

Предыдущие записи

Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ»  Л.И. Потанина