Страничка психолога

 

Как развить у ребенка способность к эмпатии?

 
Уважаемые родители и воспитатели, эмпатия - важное качество, позволяющее человеку не только догадаться, что «в этой ситуации мне было бы грустно», но разделить чувства собеседника с иной системой взглядов («для меня это не проблема, но он сильно нервничает, и я стараюсь понять, поддержать его»). Надо ли говорить, как важно это в общении дружеском, семейном? Как же развить в себе и в детях замечательную способность чувствовать чужую боль, как собственную?
Во-первых, признаем равноправие мышей и лягушек
В одной сказке лягушонок, наслаждавшийся прохладой пруда в жаркий летний день, уговаривал сухопутного мышонка разделить с ним веселье: «Прыгай сюда, не бойся!» Конечно, мышонок плавать не захотел. И герои, обидевшись друг на друга, расстались, убежденные в тупости и трусости собеседника. Подобные истории, примеры из жизни полезно периодически обсуждать с детьми, чтобы они заметили, какие разные вещи радуют и пугают разных по природе существ. Вот так устроено в нашем мире: у каждого свои привычки.
Во-вторых, расширяем перечень знакомых эмоций
Интересно, сколько эмоций, чувств вы можете назвать? А дети — сколько знают? Грустно, весело, скучно, страшно — и все? Если мы не знаем нужных слов, мы часто даже собственных переживаний ни назвать, ни осознать не можем. Что уж говорить о понимании эмоций собеседника?
Начнем с простого. Составим список возможных переживаний, от положительных (удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство) до негативных (злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, стыд, отчаянье, отвращение, презрение, гнев). И обсуждаем, что это такое. Изображаем, рисуем, как это выглядит. Вспоминаем, рассказываем, когда испытывали что-то подобное сами или наблюдали у окружающих (читали в книгах).
В-третьих, демонстрируем уважение и приязнь
Привычка не осуждать, но принимать другого, не похожего на вас человека, быстрее развивается, если каждый разговор, даже тот, который обещает быть напряженным, мы начинаем с демонстрации уважения, дружелюбного отношения к собеседнику. Особенно это важно в общении с детьми. 
Если десять раз в день вы поцеловали ребенка и посмотрели на него как на прекрасное разумное создание (и просто так, и в связи с маленькими победами над страхами и заблуждениями), вам легче будет постичь его логику, его отношение к многочисленным школьным и прочим проблемам. Да и он сумеет если уж не согласиться, то хотя бы услышать ваши доводы. А заодно — освоит манеру уважительного диалога, дружелюбного отношения к собеседнику.
В-четвертых, не копим обиды
Понимая чужую логику, чужую систему ценностей, мы вовсе не обязаны забывать о собственных интересах. Накопившееся раздражение рано или поздно все равно прорвется. И никакая эмпатия не поможет… Если что-то регулярно происходит «не так», стоит сказать об этом сразу — тому, от кого зависит изменение ситуации. Не надеясь, что источник беспокойства сам догадается. Не предполагая, что это «само собой разумеется», «он и так знает»… Говорить нужно именно о себе, о своих переживаниях. А не раздавать указания (тем более не обобщать: «ты всегда/никогда…»). Вместо ультиматума ребенку: «Перестань шуметь» — честное признание: «Я не слышу ни слова из того, что говорят герои. А мне очень хочется посмотреть этот фильм». Возможно, понимания и сочувствия со стороны юного нарушителя спокойствия не хватит на целый час. Но сделанное усилие уже ценно. И вы почувствуете себя важным человеком в доме.
В-пятых, учим(ся) слушать
Чтобы ребенок научился действительно слышать вас, ваши просьбы, ваши эмоции, придется ежедневно выслушивать его самого (и остальных членов семейства). Стараясь услышать не только сказанное, но и непроговоренное, спрятанное в интонации, жестах, мимике. То есть стараясь максимально сконцентрироваться на другом человеке, а не перебирая в собственной голове убедительные возражения и гневные обвинения. Как проверить, правильно ли вы услышали сообщение собеседника? Очень просто: повторите то, что поняли, «максимально близко к тексту». Если человек подтвердил вашу версию, значит, чувствует себя услышанным. Ваш пример — отличная наука для ребенка.

 

Рекомендации для родителей по развитию памяти детей.

Память – один из основных познавательных процессов и всем известно, как велика ее роль в познании. Родители зачастую сталкиваются с этой проблемой у своего ребенка. Ведь  без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка. С этой целью мы рекомендуем вам ознакомиться с данной статьей. Надеемся, она будет полезна и родителям и детям.

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.
Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
1. Сосредоточиться; 2. Внимательно наблюдать. Прежде всего, получить зрительное впечатление, оно прочнее. Второй «закон» памяти —повторение
Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Рекомендации по оптимизации памяти у детей

- Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

- Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

- Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

- При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

- Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. 

- При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям.


 


Как справиться с вредными привычками у ребенка?

(советы родителям)

Уважаемые родители, знаете ли вы, что и у дошкольников могут быть вредные привычки?

Самые распространенные из этих вредных привычек - когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях - можно ли научить ребенка контролировать свои действия?

Прежде всего, нужно задать себе вопрос - а когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка?

Возможно, тогда, когда он пошел в первый класс? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в школе затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него деятельность. Поэтому ваша задача - выяснить, в чем по-настоящему трудности вашего ребенка.

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.

Что делать?

- Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

- Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.

- Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

- Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу.

- Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.

Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.

Педагог-психолог ОКУ «Елецкий СРЦ» А.Н. Зайнетдинова


Для вас педагоги…

В учреждениях нашего типа большую роль в сплочении детского коллектива играет формирование дружеских отношений между детьми, развитие их коммуникативных навыков. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Задача взрослых – помочь детям выстраивать конструктивные отношения друг с другом.

Поэтому, вашему вниманию, предлагаю некоторые психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

 

Упражнение «Мы разные»

Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.

Упражнение «Что я люблю, не люблю»

Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга».

 

Упражнение «Дорисуй полукруг»

На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно».

 

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети в группе ...

Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.

 

Упражнение «Как расположить к себе окружающих»

Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...

 

Упражнение «Самооценка»

Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.

 

Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.

 

Педагог-психолог ОКУ «Елецкий СРЦ»  А.Н. Зайнетдинова


Архив записей