Страничка логопеда

Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать

 

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Как и каими способами можно развивать мелкую моторику?

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

- игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

- занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

- развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

- упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

- пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Все эти методы и способы развития мелкой моторики широко применяются на логопедических занятиях в ОКУ «Елецкий СРЦ» учителем-логопедом Мищенко Еленой Владиславовной. Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Еще одним способом развития мелкой моторики, а следовательно, и речи служат кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Большинство упражнений проводятся с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Вот пример нескольких упражнений, часто используемых на логопедических занятиях в ОКУ «Елецкий СРЦ».

- Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
- Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

- Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

- Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

Использование рисования на логопедических занятиях

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Традиционные логопедические занятия часто бывают мало занимательны, потому что предполагают многократные повторения и заучивания, т.е. механическую работу ребёнка. Поэтому в ОКУ «Елецкий СРЦ» учитель-логопед Мищенко Елена Владиславовна дополняет свои занятия изобразительной деятельностью и исследует ее влияние на ребёнка с речевыми нарушениями в коррекционно-развивающем процессе.

Изобразительная деятельность детей оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет опосредованно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.

Рисование, как один из видов изобразительной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий.

Использование изобразительной деятельности с целью развития речи широко применяется в ОКУ «Елецкий СРЦ». Ведь любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

И так как речь формируется в деятельности, то наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии речи имеет и изобразительная деятельность. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Ребенок рисует руками. Он учится справляться своими ручками с кисточкой, карандашом, мелком и другими инструментами для рисования. В результате развивается его слаженная и умелая работа пальчиков и ладоней (мелкая моторика). А это одновременно влияет сразу на несколько направлений развития человека:

• Развивается мозг в целом, а также ряд мозговых центров;

• Ускоряется развитие речи ребенка;        

• Развивается воображение и фантазия;                              

• Развивается способность к творчеству.

Развивающие игры в логопедической работе

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи сложный процесс. Формирование у детей с ОНР грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Эффективной методикой в коррекции грамматической стороны речи является игра. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Использование игровых приемов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков. Основным средством формирования грамматически правильной речи детей являются словесные игры с использованием наглядного материала. Проводить их нужно непринужденно, не пользуясь сложной грамматической терминологией. Таким образом, в работе логопеда с детьми с нарушениями речи необходимо использование игр в большей степени, нежели с обычными детьми.

Преимущество игровых приемов состоит в том, что они позволяют скрыть свою педагогическую позицию и более активно воздействовать на ребенка. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Так как дети-логопаты во многих случаях интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников.

В ОКУ «Елецкий СРЦ» учитель-логопед Мищенко Елена Владиславовна практически в каждое свое занятие включает элементы игр: настольных, дидактических, сюжетно-ролевых и др. При нарушении речи у детей игровые приемы помогают:

· отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению;

· разнообразить виды деятельности ребенка на коррекционном занятии;

· развить общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

· провести работу над развитием просодических компонентов речи;

· развить и нормализовать эмоционально-волевую сферу.

Все это способствует хорошему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых укладов. Важно заинтересовать ребенка, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятия должны стать интересной игрой. Игры, используемые в работе логопеда, выполняют следующие функции:

· обучающую – помогают усвоить какой-либо материал и достичь поставленных задач;

· диагностическую – дают возможность проведения диагностики ребенка;

· терапевтическую – преодоление имеющихся трудностей;

· коррекционную – вносят позитивные изменения, дополняют личностные показатели ребенка;

· развлекательную – эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делают процесс познания увлекательным

Таким образом, можно сделать вывод что в работе логопеда социально-реабилитационного центра важно использовать игровые приемы, так как благодаря им у детей совершенствуется произносительная сторона речи, грамматический строй, мелкая и общая моторика, эмоционально-волевая сфера и т. д. Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.