Жизнь показывает, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные методы воспитания не оказывают нужного воздействия. Поэтому родителям необходимо знать и помнить, что вызывающее поведение подростков, всего лишь проявление «защиты». У всех обследуемых трудновоспитуемых детей, выявлялась крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией. В повседневной практике родителям таких детей необходимо постоянно корректировать их поведение, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях взрослые должны использовать разумные методы и приемы педагогического воздействия:
• доверие;
• моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
• вовлеченность в интересную деятельность;
• проявление доброты, внимания, заботы;
• просьба;
• поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение
положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного ребенка или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните: чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте у ребенка что – либо подаренного вами или кем - либо; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей дети ждут от них каждый день;
Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Всегда помните о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка.
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- никогда не унижайте ребенка;
- избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В воспитании подростков «группы риска» можете применять такие методы и методики:
* «авансирование» личности. Предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.
* обходное движение. Различное отношение взрослого к ребенку находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка педагога или родителя силой своего авторитета производит на ребенка сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ребенок благодарен взрослому за поддержку. Такие минуты не забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить свое плохое поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой ребенка от обвинения коллектива, А.С.Макаренко назвал обходным движением.
* прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога и родителей. Самое главное — трезво оценивать факты. Учитель и родитель должны уметь любого в любом случае простить.
* убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример -важный аргумент правоты педагога или родителя.
Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности «трудного» ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех.
Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, что правильно понять его, принять и вовремя помочь.
Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ» Л.И. Потанина
Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро станет учеником.
Я предлагаю Вам сотрудничество и помощь в его воспитании. Советую Вам придерживаться в воспитании первоклассника следующих правил:
1. Поддержите в ребенке его стремление стать учеником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
2. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Проявите заботу о здоровье и безопасности ваших детей.
4. Заботьтесь о выполнении вашим ребенком домашнего задания, но при этом соблюдая санитарно – гигиенические нормы.
5. Составьте и запишите вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6. Обеспечьте своевременное прибытие вашего ребенка в школу не менее чем за 10 минут до начала уроков, т.к. регулярные опоздания крайне негативно отражаются на учебном процессе.
7. Требуйте, чтобы ребенок не приносил в школу посторонние от учебы предметы.
8. Не звоните ребенку во время уроков.
9. Строго контролируйте школьную посещаемость занятий своего ребенка.
10. Контролируйте успеваемость и дисциплину ваших детей, ежедневно проверяйте дневник.
11. Старайтесь сразу же ликвидировать пробелы в учебе.
12.Если у первоклассника есть логопедические проблемы, то сразу же старайтесь с ними справиться.
12. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе или выполненном задании найдите то, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить мотивацию к обучению, и интеллектуальные достижения ученика.
13. Не стесняйтесь, в случае необходимости, обратиться за помощью и консультацией к педагогам: к классному руководителю, педагогу - психологу, социальному педагогу, учителю логопеду.
14. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ведь он становится авторитетным человеком для каждого ребенка – первоклассника.
15. Принимайте активное участие в школьной жизни Вашего ребенка, постоянно посещайте родительские собрания, поддерживайте тесную связь с классным руководителем.
16.Не забывайте, что у ребенка, учащегося в первом классе, должно быть достаточно времени для игр и отдыха.
Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ» Л.И. Потанина
В рамках месячника «Вместе ради детей!» в нашем учреждении 30.05.18 г. социальным педагогом Л.И. Потаниной организована и проведена игра – викторина «Правовой лабиринт», цель которой формирование профилактика правонарушений, правовой культуры детей через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение правовых знаний; развитие стремления к законопослушному поведению, формированию чувства собственного достоинства и осознанию своих прав, свобод и обязанностей; развитие познавательного интереса; воспитание коллективизма, уважение к другим людям, развитие умения слушать другого человека и работать в группах, ответственности, развитие внимательности, памяти, эрудиции. В игре принимали участие 12 воспитанников среднего и старшего школьного возраста.
Ребята проявили свои творческие способности и интеллектуальные умения, показали смекалку и взаимовыручку, участвуя в правоведческих конкурсах: «Разминочный», «Виды ответственности», «Дети имеют права…», «Юридическая помощь», «Органы правопорядка», «Неправильные ответы», «Права сказочных героев», «Анаграмма».
В ходе мероприятия у воспитанников в игровой форме проверены знания и их владение терминологией по темам: «Права и обязанности подростков», «Юридическая ответственность несовершеннолетних перед законом», расширен объем знаний, повышен уровень правового правосознания подростков, развита активная гражданская позиция, сформировано стремление на самостоятельное изучение правоведческого материала, расширено представление о том, что не бывает прав без обязанностей, развиты навыки самостоятельного принятия ответственного решения и критического анализа сложных ситуаций, совершенствованы навыки коллективного выполнения заданий.
Соревновались две команды: «Адвокатская контора» и «Юридическая консультация», а победа досталась ребятам из команды «Адвокатская контора».
Наши воспитанники показали хорошие знания, пожелаем им успехов в дальнейшем изучении правоведческого материала!
В нашем социально – реабилитационном центре одним из приоритетных направлений является нравственно – половое воспитание подростков. Социальный педагог Людмила Ивановна Потанина, в рамках цикла занятий «Это нужно знать!», проводит беседы с детьми с целью их сексуального просвещения и формирования у них убеждения и критического мышления, касающихся проблем сексуальных отношений, организует занятия, в ходе которых обучает их правильным способам действия в ситуации риска, расширяет объем знаний о негативных последствиях ранних половых связей и мн. др. Считаем, что подобные занятия актуальны для нашего учреждения. Стало традицией для участия в них приглашать медицинскую сестру, так как это делает их результативными и эффективными.
3 апреля в ОКУ «Елецкий СРЦ» проведено занятие на тему «О самом сокровенном». Медицинская сестра М.В. Карасева проинформировала детей старшего школьного возраста о болезнях, передаваемых половым путем, о таких опасных последствиях, как ранняя беременность и аборты. Людмила Ивановна организовала для подростков интерактивное взаимодействие, в ходе которого были приняты коллективные решения, и обсуждение жизненно важных вопросов интимного поведения. Ребята приняли активное участие в обсуждении презентаций: «ВИЧ – инфекция, СПИД – об этом должен знать каждый!», «Опасные связи», «О заболеваниях, передаваемых половым путем». В итоге у детей выработаны навыки противостояния коллективному давлению и манипулированию, в том числе в сфере сексуальных отношений.
Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ» Л.И. Потанина
С 24 марта по 31 марта 2018 г. специалисты нашего учреждении приняли активное участие в проведении целевого оперативно – профилактического мероприятия под условным названием «Семья», которое было организовано органами внутренних дел Липецкой области при взаимодействии учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проводилось мероприятие с целью предупреждения семейного неблагополучия, выявления преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, в том числе, устранения причин и условий им способствующих.
В рамках данного мероприятия специалистами нашего учреждения осуществлялась пропагандистская работа с несовершеннолетними и их родителями по вопросам семейного права. В ходе рейдов в семьи, проживающие на территории Елецкого района и состоящими на всех видах учета, проводились консультации со взрослыми и детьми на темы: «Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних», «Как создать благоприятную атмосферу в семье», «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних», беседы: «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «О законе нужно знать с детства», «Права и обязанности родителей и детей в семье».
С родителями, посещающими детей в Центре, проведены индивидуальные беседы по вопросам, касающимся прав и законных интересов ребенка в семье: «Знай и соблюдай свои права и права своего ребенка», «Поговорим об ответственности родителей».
Для наших воспитанников были организованы: групповая беседа «Право – это не только права», просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций, мультфильмов: «Права ребенка в семье», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности родителей и детей в семье».
Итоговым и значимым событием для детей стало их участие в мероприятии «Права и обязанности ребенка в семье», которое проведено на базе нашего учреждения зам. председателя КДН и ЗП Елецкого района Л.М. Гридневой, ответственным секретарем О.Н. Лопатиной, инспектором ОДН ОМВД по Елецкому району Н.В. Толмачевой совместно с нашими специалистами: соцпедагогом Л.И. Потаниной, специалистом по социальной работе Ю.А. Камардиной. Мероприятие прошло очень интересно. Общение взрослых и детей было свободным и непринужденным. Ребята хорошо справились с заданиями, проявили самостоятельность, сообразительность и активность при обсуждении вопросов, во время просмотра презентаций и участия в правовой игре. В результате воспитанники расширили свой запас знаний о правах и обязанностях детей в семье, узнали о том, что нет прав без обязанностей и куда можно обратиться в том случае, если их права нарушаются.
Родителям и детям во время проведения оперативно – профилактического мероприятия «Семья» вручены памятки: «Право – это не только права…», «Ответственность родителей», «Я – ребенок! Я имею права!», «Права и обязанности родителей и детей!», «Нет времени на ребенка? (профилактика семейного насилия), которые подготовили для них наши сотрудники.
В нашем учреждении одним из приоритетных направлений является индивидуальная работа с дошкольниками. Наши маленькие воспитанники поступают к нам из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации и, как правило, большинство из них не посещали детский сад, с ними никто не занимался подготовкой к школе. В связи с этим постоянно возникает необходимость проведения индивидуальных занятий, направленных на подготовку детей к предстоящему школьному обучению.
26 марта социальным педагогом Л.И. Потаниной проведено индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с дошкольницей Воробьевой А. на тему «Здравствуй, солнышко лучистое!», цель которого - развитие познавательных интересов и желания учиться в школе, навыков речевого общения, мелкой моторики и координации движения рук, внимания, зрительно – слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, воспитания дисциплинированности, аккуратности и прилежания.
В ходе занятия у ребенка расширился объем знаний о солнце, цвете и геометрических фигурах, живой и неживой природе, развито умение наблюдать и анализировать, сравнивать, делать выводы, совершенствовались навыки моторики пальцев рук и чувство любви к природе. И в заключении в адрес девочки прозвучало пожелание хорошего здоровья и солнечного настроения.
5 февраля 2018 г. в ОКУ «Елецкий СРЦ» в рамках индивидуальной программы «Я +Мы» социальным педагогом Л.И. Потаниной проведено групповое занятие «Алко.Стоп». Проводилось оно в форме игры – викторины. А участие в нем принимали наши воспитанники среднего школьного возраста.
В нашем учреждении занятиям по антиалкогольной тематике уделяется первостепенное значение. Считаем, что проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной, а главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Поэтому социальным педагогом разработан и проводится цикл таких занятий и мероприятий.
В ходе игры «Алко. Стоп» воспитанники расширили свой багаж знаний о действии алкогольных напитков на организм человека, узнали о его вреде, негативных примерах употребления алкоголя, последствиях и преимуществах здорового образа жизни. Участники показали хорошие знания, проявили интерес и смекалку, выполняя задания педагога.
В итоге с перевесом в 1 балл победу одержала команда «Здоровое поколение». Мы надеемся, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в их дальнейшей жизни.
18 декабря 2017 г. в ОКУ «Елецкий СРЦ» состоялось открытое мероприятие «Наша дружная семья». В нем приняли участие 9 воспитанников и 4 сотрудника Центра. Пожалуй, ничто так не сближает взрослых и детей, как совместные праздники и развлечения. Именно поэтому в нашем Центре стало традицией проведение подобных мероприятий. Мы считаем, что это имеет огромное значение и является одним из основных неотъемлемых условий для их успешной социализации.
Мероприятие проходило в форме устного журнала и было направлено на расширение объема знаний о семье и семейных ценностях, формирование уважительного отношения детей к своим родителям, культурным и семейным традициям. В ходе семейного праздника воспитанники выполняли творческие и мыслительные задания, участвовали в разнообразных спортивных конкурсах: «Составь синквейн», «Семейная викторина», «Разгадай кроссворд», «Семейное родство», «Пословица недаром молвится», «Отгадай загадки», «Самый быстрый папа», «Сиамские близнецы», «В магазин за покупками», «Самая стройная семья», «Найди своего ребенка» которые подготовила и провела социальный педагог Л.И. Потанина.
В итоге воспитанники и сотрудники показали слаженную коллективную работу, командный дух и хорошие знания в области семейного права. По итогам конкурсов и эстафет победила дружба. Завершился праздник общим исполнением песни «Это моя семья» и вручением сладких призов.