Архив до 08.11.2018

 

 

Рекомендации педагогам и родителям

 подростков «группы риска»

Жизнь показывает, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные методы воспитания не оказывают нужного воздействия. Поэтому родителям необходимо знать и помнить, что вызывающее поведение подростков, всего лишь проявление «защиты». У всех обследуемых трудновоспитуемых детей, выявлялась крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией. В повседневной практике родителям таких детей необходимо постоянно корректировать их поведение, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях взрослые должны использовать  разумные методы и приемы педагогического воздействия:

•        доверие;

•        моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

•        вовлеченность в интересную деятельность;

•        проявление доброты, внимания, заботы;

•        просьба;

•        поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение

положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-   поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного ребенка или в данных условиях;

- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-  форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-  награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

- помните: чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте у ребенка что – либо подаренного вами или кем - либо; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей дети ждут от них каждый день;

Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Всегда помните о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка.

- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-     всегда учитывайте состояние ребенка;

-     никогда не унижайте ребенка;

- избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

         В воспитании подростков «группы риска»  можете применять такие  методы и методики:

* «авансирование» личности. Предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.

* обходное движение. Различное отношение взрослого к ребенку находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка педагога или родителя силой своего авторитета производит на ребенка сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ребенок благодарен взрослому за поддержку. Такие минуты не забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить свое плохое поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой ребенка от обвинения коллектива, А.С.Макаренко назвал обходным движением.

* прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога и родителей. Самое главное — трезво оценивать факты. Учитель и родитель должны уметь любого в любом случае простить.

* убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример -важный аргумент правоты педагога или родителя.

Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности «трудного» ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех.

 Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, что правильно понять его, принять и вовремя помочь.

Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ»  Л.И. Потанина

Рекомендации родителям от социального педагога

«Первый раз в первый класс».

Уважаемые родители! Ваш ребенок  скоро станет  учеником.

Я предлагаю Вам сотрудничество и помощь в его воспитании. Советую Вам придерживаться  в воспитании  первоклассника следующих правил:

1. Поддержите в ребенке его стремление стать учеником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

2. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Проявите заботу о здоровье и безопасности ваших детей.

4. Заботьтесь о выполнении вашим ребенком домашнего задания, но при этом соблюдая санитарно – гигиенические нормы.

5. Составьте  и запишите вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

6. Обеспечьте своевременное прибытие вашего ребенка в школу не менее чем за 10 минут до начала уроков, т.к. регулярные опоздания крайне негативно отражаются на учебном  процессе.

7. Требуйте, чтобы ребенок не приносил  в школу посторонние от учебы предметы.

8. Не звоните ребенку во время уроков.

9. Строго контролируйте школьную посещаемость занятий  своего ребенка.

10. Контролируйте успеваемость  и дисциплину ваших детей, ежедневно проверяйте дневник.

11. Старайтесь сразу же ликвидировать пробелы в учебе.

12.Если у первоклассника есть логопедические проблемы,  то сразу же старайтесь с ними справиться.

12. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе или выполненном задании  найдите то, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить мотивацию к обучению, и интеллектуальные достижения ученика.

13. Не  стесняйтесь, в случае необходимости, обратиться за помощью и консультацией к педагогам: к классному руководителю, педагогу - психологу, социальному педагогу, учителю логопеду.

14. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ведь он становится  авторитетным человеком для каждого ребенка – первоклассника.

15. Принимайте активное участие в школьной жизни Вашего ребенка, постоянно посещайте родительские собрания, поддерживайте тесную связь с классным руководителем.

16.Не забывайте, что у ребенка, учащегося в  первом классе,  должно быть достаточно времени для игр и отдыха.

Социальный педагог ОКУ  «Елецкий СРЦ» Л.И. Потанина

Праздник солнечного детства, праздник мира и добра.

 
Всем известно там и тут,
Каждый знает это,
С нетерпеньем дети ждут 
День начала лета.
День первый лета всех светлей,
Встречают первое июня всюду – 
Ведь это День защиты всех детей,
Его недаром отмечают люди.
 
 
Дети – это самые прекрасные и беззащитные существа на нашей планете. А детство навсегда останется самой счастливой и беззаботной порой для многих из нас. День защиты детей является  Всемирным праздником и  был предложен и введен для того, чтобы напомнить нам, взрослым, о чистоте, искренности и наивности детской души. О том, что все дети нуждаются в нашей любви, заботе  и защите. Мы отмечаем этот праздник как торжество разума и мира, ведь нет на свете ничего страшнее, чем гибель, страдания ребенка, его страх перед разрывами бомб и снарядов. Мы,  взрослые, желаем мира и счастья всем  детям. К сожалению,  далеко не все люди могут похвастаться лишь радостными воспоминаниями о   детских годах  своей жизни, поэтому мы должны сделать все необходимое для того, чтобы  у них, когда вырастут, остались в сердце только хорошие  воспоминания о детстве. 
 
1 июня 2018 г. для пяти воспитанников ОКУ «Елецкий СРЦ», администрацией управления социальной защиты населения Липецкой области  были организованы праздничные мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей. В начале  участники  детской делегации  собрались в  Большом зале управления социальной защиты Липецкой области.  В адрес них прозвучало много хороших слов  от  заместителя начальника  управления  А.М. Шамаевой. Затем Анна Митрофановна  и представители  организации «КонсультантПлюс» вручили    детям подарки.
Ребята увлеченно рассматривали экспонаты в Липецком областном краеведческом  музее, совершив  увлекательное путешествие в далекое прошлое, узнали много  интересного  и увлекательного  о жизни детей.
 
Нашим воспитанники  получили  уникальную возможность  побыть в роли детского жюри: посмотрев новый кинофильм «Чудо - Юдо» в ОБУК «Областной центр культуры, народного творчества и кино», они оценивали его и выставляли  свои оценки в индивидуальных бланках  для голосования.
Большой интерес  у воспитанников  вызвало посещение МАУК «Липецкий зоологический парк».  Побывав там, познакомились с различными представителями животного мира, любовались красивыми цветами и декоративными кустарниками, гуляли  по «Саду цветов». 
 
Для детей было приятным сюрпризом  посещение  Нижнего парка. Особенно   детворе понравился аттракцион «Колесо обозрения».
Праздник прошел очень весело, дети получили бурю эмоций, позитивного настроения и заряд бодрости на все лето! 
 
Пожелаем  нашим воспитанникам  незабываемых каникул, солнечного лета, набраться сил, чтобы начать  учебный год с новых успехов и побед!
 
Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ»   Л.И. Потанина
 

Правовой лабиринт.

         В рамках  месячника  «Вместе ради детей!»   в нашем учреждении  30.05.18 г. социальным педагогом Л.И. Потаниной организована  и проведена игра – викторина «Правовой лабиринт», цель которой  формирование профилактика правонарушений, правовой культуры детей  через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение правовых знаний; развитие  стремления к законопослушному поведению, формированию  чувства собственного достоинства и осознанию своих прав, свобод и обязанностей; развитие познавательного  интереса; воспитание  коллективизма, уважение  к другим людям, развитие умения слушать  другого человека и работать в группах, ответственности, развитие внимательности, памяти, эрудиции. В игре принимали участие  12 воспитанников  среднего и старшего школьного возраста.

Ребята проявили свои творческие способности  и интеллектуальные умения, показали смекалку и взаимовыручку, участвуя в правоведческих конкурсах: «Разминочный», «Виды  ответственности», «Дети имеют права…», «Юридическая помощь», «Органы правопорядка», «Неправильные ответы», «Права сказочных героев», «Анаграмма».

В ходе мероприятия  у воспитанников  в игровой форме проверены знания и их владение  терминологией по темам: «Права и обязанности подростков», «Юридическая ответственность несовершеннолетних перед законом», расширен объем знаний,  повышен уровень правового правосознания подростков, развита активная гражданская позиция, сформировано стремление на самостоятельное  изучение правоведческого материала, расширено представление о том, что не бывает прав без обязанностей, развиты навыки самостоятельного принятия ответственного решения и критического анализа  сложных ситуаций, совершенствованы навыки  коллективного выполнения   заданий.

         Соревновались  две команды: «Адвокатская контора» и «Юридическая консультация», а победа  досталась ребятам из команды «Адвокатская контора».

        Наши воспитанники показали хорошие знания, пожелаем им успехов  в  дальнейшем изучении правоведческого материала! 


О самом сокровенном

В нашем социально – реабилитационном центре  одним из приоритетных направлений является нравственно – половое воспитание подростков. Социальный педагог Людмила Ивановна Потанина, в рамках  цикла занятий «Это нужно знать!»,  проводит  беседы   с детьми с целью их сексуального просвещения и формирования у них убеждения и критического мышления, касающихся проблем сексуальных отношений, организует   занятия, в ходе которых  обучает их  правильным  способам действия  в ситуации риска, расширяет объем знаний  о   негативных последствиях  ранних половых связей и мн. др.  Считаем, что  подобные занятия  актуальны  для  нашего учреждения.  Стало традицией  для участия в них приглашать медицинскую сестру, так как  это делает их результативными  и эффективными.

3 апреля  в ОКУ «Елецкий СРЦ» проведено занятие  на тему «О самом сокровенном». Медицинская сестра М.В. Карасева проинформировала детей старшего школьного возраста  о болезнях, передаваемых половым путем, о таких опасных последствиях, как  ранняя беременность и аборты. Людмила Ивановна организовала для подростков интерактивное взаимодействие, в ходе которого были приняты  коллективные  решения, и обсуждение жизненно важных  вопросов интимного  поведения. Ребята приняли активное участие в обсуждении презентаций: «ВИЧ – инфекция, СПИД – об этом должен знать каждый!», «Опасные связи», «О заболеваниях, передаваемых половым путем». В итоге   у детей  выработаны навыки противостояния коллективному давлению и манипулированию, в том числе в сфере  сексуальных отношений.

 

Социальный педагог ОКУ «Елецкий СРЦ» Л.И. Потанина


Об итогах оперативно – профилактического  мероприятия «Семья».

С 24  марта по 31 марта 2018 г. специалисты  нашего  учреждении приняли  активное участие в проведении целевого оперативно – профилактического мероприятия под условным названием «Семья», которое было организовано  органами внутренних дел Липецкой области при  взаимодействии  учреждений  и  ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проводилось мероприятие с целью  предупреждения семейного неблагополучия, выявления преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, в том числе, устранения причин и условий им способствующих.

В рамках  данного мероприятия специалистами нашего учреждения  осуществлялась  пропагандистская  работа с несовершеннолетними и их родителями по вопросам  семейного права.  В ходе  рейдов  в семьи, проживающие на территории Елецкого района и состоящими на  всех видах учета, проводились консультации со взрослыми и детьми на темы:  «Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений  в отношении несовершеннолетних»,   «Как создать благоприятную атмосферу в семье», «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних»,  беседы:  «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей», «О законе нужно знать с детства», «Права и обязанности родителей и детей в семье».

С родителями, посещающими   детей в Центре, проведены  индивидуальные беседы  по вопросам, касающимся прав и законных интересов ребенка  в семье: «Знай и соблюдай  свои права и права  своего ребенка»,  «Поговорим об ответственности родителей».

Для наших воспитанников были организованы: групповая беседа «Право – это не только права», просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций, мультфильмов: «Права ребенка в семье», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности родителей и детей в семье».

Итоговым  и значимым событием для детей  стало   их  участие  в мероприятии «Права и обязанности ребенка в семье», которое  проведено на базе нашего учреждения зам. председателя КДН и ЗП Елецкого района Л.М. Гридневой, ответственным секретарем О.Н. Лопатиной,  инспектором  ОДН ОМВД  по Елецкому району Н.В. Толмачевой совместно с нашими специалистами: соцпедагогом Л.И. Потаниной, специалистом по социальной работе  Ю.А. Камардиной. Мероприятие прошло очень интересно. Общение взрослых и детей было свободным и непринужденным. Ребята хорошо справились  с заданиями, проявили самостоятельность, сообразительность и активность при  обсуждении вопросов, во время  просмотра презентаций и участия в  правовой игре.  В результате воспитанники  расширили свой  запас знаний о  правах и обязанностях  детей   в семье, узнали о том, что нет прав без обязанностей и куда  можно обратиться   в том случае, если  их права нарушаются.

Родителям и детям во время проведения  оперативно – профилактического мероприятия «Семья» вручены памятки: «Право – это не только права…», «Ответственность родителей», «Я – ребенок! Я имею права!», «Права и обязанности родителей и детей!», «Нет времени на ребенка? (профилактика семейного насилия), которые подготовили для них наши сотрудники.


Здравствуй, солнышко лучистое!

В нашем учреждении одним из приоритетных направлений является  индивидуальная работа с дошкольниками.  Наши  маленькие воспитанники поступают к нам из семей, находящихся в социально опасном положении и  трудной жизненной ситуации и, как правило,  большинство из них не посещали детский сад, с ними никто  не занимался  подготовкой  к школе. В связи с этим постоянно возникает необходимость проведения индивидуальных занятий, направленных на подготовку детей к предстоящему школьному обучению.

26 марта  социальным педагогом Л.И. Потаниной проведено индивидуальное  коррекционно  – развивающее занятие  с дошкольницей Воробьевой А. на тему «Здравствуй,  солнышко  лучистое!», цель которого -  развитие познавательных интересов и желания учиться  в школе, навыков речевого общения, мелкой моторики и координации движения рук, внимания, зрительно – слухового восприятия,  умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, воспитания дисциплинированности, аккуратности и прилежания.

 

В ходе занятия  у ребенка расширился объем знаний о солнце, цвете и геометрических фигурах, живой и неживой природе, развито умение наблюдать и анализировать, сравнивать, делать выводы, совершенствовались навыки моторики пальцев рук и чувство любви к природе. И в заключении  в адрес девочки прозвучало пожелание хорошего здоровья и солнечного настроения.


Об алкоголизме и его последствиях.

5 февраля 2018 г. в  ОКУ «Елецкий СРЦ»  в рамках индивидуальной  программы «Я +Мы» социальным педагогом Л.И. Потаниной проведено  групповое занятие «Алко.Стоп». Проводилось оно  в форме игры – викторины.  А участие в нем принимали  наши воспитанники  среднего школьного возраста.

В нашем  учреждении занятиям  по антиалкогольной тематике   уделяется первостепенное значение. Считаем, что проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной, а главное «оружие»  в борьбе с ними – это информационное просвещение.  Поэтому  социальным педагогом разработан и проводится цикл таких занятий и мероприятий. 

В ходе  игры «Алко. Стоп» воспитанники расширили свой багаж знаний о действии алкогольных напитков  на организм человека,  узнали о его вреде,  негативных примерах  употребления алкоголя, последствиях  и преимуществах  здорового образа  жизни.  Участники показали  хорошие знания, проявили  интерес и смекалку, выполняя задания педагога.

В итоге с перевесом в 1 балл победу одержала команда «Здоровое поколение». Мы надеемся, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в их дальнейшей  жизни.


Нравственный климат в семье.

В  ноябре  2017 г.  в  нашем  учреждении  в рамках  цикла  занятий «Семья и семейные ценности» социальным педагогом Л.И. Потаниной проведено групповое занятие «Нравственный климат в семье».  В  нем принимали участие  воспитанники  старшей группы. Такая тематика выбрана неслучайно: контингент детей, находящихся в нашем Центре составляют несовершеннолетние, у которых  отсутствуют полноценные взаимоотношения с родителями,   имеющие  отрицательный опыт поведения  в семье, дети, не имеющие представлений о том, какая должна быть  настоящая и  нормальная семья. Цель  и задачи данного занятия – формирование  представлений детей о нравственных основах  современной семьи, о семейном долге и обязанностях  членов семьи, развитие  чувства ответственности  за  свою семью, информирование  о ценности семейных отношений в обществе.
В ходе занятия воспитанники  работали с эпиграфом: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастна по – своему, расширяли свой объем знаний по семейной тематике, просматривая слайды,  участвовали в игре «Рождение семьи», работая с раздаточным дидактическим материалом, изучали   российские законы, защищающие  права и обязанности ребенка в семье,  работали в малых группах, решали ситуативные задачи отвечали на вопросы и выполняли разноплановые задания педагога.
 В заключении подростки проверили свои знания, отвечая на вопросы  анкеты «Права и обязанности детей в семье». В результате проведенного занятия у детей сформированы представления о семье, ее функциях и семейных ценностях, важности нравственного   микроклимате,  ценности семейных отношений в социуме.

 

 

Познавательно – развлекательная программа

 «Осенний калейдоскоп»

 
Мероприятие «Осенний калейдоскоп»   проводилось  социальным педагогом  Л.И. Потаниной  в начале ноября, во время осенних каникул и проходило оно в форме познавательно – игровой программы.
В  нем  принимали участие  ребята из  нашего учреждения, а зрителями были   малыши  и сотрудники. Цель данного мероприятия – организация досуга, развитие познавательного интереса к родной природе, устойчивой мотивации к сохранению окружающего мира,  формирование умения работать в коллективе, воспитание доброжелательного  и толерантного  отношение к людям, расширение кругозора,  развитие двигательной активности,  мышления, наблюдательности, устной связной речи.
В ходе  мероприятия воспитанники проявили свои творческие и спортивные  способности, приобщались к творчеству поэтов и писателей, писавших об осени. Все участники могли найти себе задание по душе. Дети  активно участвовали в различных подвижных и интеллектуальных конкурсах: «Знаете ли вы стихотворения об осени?», «Я начну, а ты продолжи»,   «Да» или «нет»,
«Перевези урожай», «Антошка – картошка», «Осенние загадки», «Осенняя змейка»,  «Дождик», «Юный фермер», «Веселый дворник», «Осеннее  дерево».
 Все эти игры и конкурсы создали атмосферу веселого праздника. Познавательно - игровая программа  прошла   в легкой и дружеской атмосфере, каждый участник получил много положительных эмоций и заряд хорошего настроения.  В заключительной части ведущие  подвели итоги  и объявили победителей.
Праздник понравился всем: и участникам и зрителям!

«Ковчег» - наша дружная семья.

18 декабря 2017 г. в ОКУ «Елецкий СРЦ» состоялось открытое мероприятие «Наша  дружная  семья».  В нем приняли участие 9 воспитанников и 4 сотрудника  Центра. Пожалуй, ничто так не сближает взрослых  и детей, как совместные праздники и развлечения. Именно поэтому в нашем Центре стало традицией проведение подобных мероприятий. Мы считаем, что это имеет огромное значение  и является  одним из  основных неотъемлемых условий для их успешной социализации.

Мероприятие проходило в форме устного журнала и было направлено на расширение объема знаний о семье и семейных ценностях, формирование  уважительного отношения детей к своим родителям, культурным  и семейным традициям. В ходе семейного праздника  воспитанники   выполняли  творческие  и мыслительные  задания, участвовали в разнообразных спортивных конкурсах:  «Составь синквейн», «Семейная викторина», «Разгадай кроссворд»,  «Семейное родство», «Пословица недаром молвится», «Отгадай загадки», «Самый быстрый папа», «Сиамские близнецы», «В магазин за покупками», «Самая стройная семья», «Найди своего ребенка» которые  подготовила  и провела социальный педагог Л.И. Потанина.

В итоге воспитанники  и сотрудники показали  слаженную коллективную работу, командный дух и  хорошие знания в  области  семейного права.  По итогам конкурсов и эстафет победила дружба.  Завершился праздник общим исполнением песни «Это моя семья» и вручением сладких призов.