Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:

Архив до 17.12.2018

 

Как провести каникулы с пользой.

Советы психолога.
Вот и наступили в  школах долгожданные каникулы. Многие родители не знают, как провести их с пользой. Хотелось бы дать  Вам несколько советов о том, как наполнить каникулы вашего ребенка новыми впечатлениями, помочь ему отдохнуть и не забыть все то, что он учил в школе.
 
1. Детей нельзя лишать  отдыха
 
Каникулы для ребенка - это все-таки период отдыха, и лишать детей этой радости ни в коем случае нельзя. Это равносильно тому, если бы вас заставили работать круглый год без отпуска. Так что не стоит перегружать ребенка и заставлять его заниматься уроками каждый день. Лучше дать ему вдоволь нагуляться -так он сам соскучится по книжкам, тетрадкам и прописям.
 
2. Режим лагеря
 
Сейчас далеко не у всех есть возможность отправить ребенка к бабушке в деревню. Для многих родителей каникулы - период интенсивной работы, и это совершенно нормально. Если у вас не получается уехать из города и отдохнуть всей семьей, стоит создать условия для отдыха у себя дома. Переведите ребенка на более щадящий режим.
 
3. Повторяйте школьный материал в игровой форме
 
За время отдыха дети могут забыть то, что изучали. Так что лучше всего повторять пройденный материал, но делать это в игровой форме и 2-3 раза в неделю, так навыки точно не забудутся.
 
4. Возможность выбора
 
Во время каникул необходимо давать ребенку больше выбора: пусть ребенок самостоятельно выберет себе занятие, которое будет ему  интересно.
 
5. Делайте это вместе
 
Проводите со своим ребенком больше времени в совместных занятиях. Нужно показать ребенку, что вам тоже интересно то, что он делает, и провести с ним это время. Или сказать: ты читаешь 30 минут, и мы с папой тоже будем читать книжки 30 минут, а потом расскажем друг другу, кто что узнал. Это честно и справедливо.
 
7. Период новых впечатлений
 
Проведите с ребенком целый день на улице, разглядывая птиц, насекомых и деревья. Не всегда стоит изобретать велосипед, иногда надо просто взять и прокатиться на нем.
 
8.Важен настрой
 
Родители часто настраивают ребенка против школы, сами того не замечая. Например, мама в разговоре с подругой начинает вздыхать: «Какой кошмар, опять эта школа!» Дети это слышат, запоминают и начинают относиться к учебе именно так. Кстати, и про работу при детях лучше так не отзываться. Ребенок должен знать, что и по учебе, и по работе можно скучать. Мы навязываем детям наше мнение, что работа и учеба — это какая-то ужасная неизбежность, но ведь это совсем не так.

 

Пусть улыбка озаряет этот мир

С 18 по 22 июня 2018 года в ОКУ «Елецкий СРЦ» педагогами-психологами Красниковой Евгенией Владимировной и Зайнетдиновой Альбиной Николаевной проведена «Неделя психологии». Создание благоприятного психологического климата, развитие интереса к самоанализу у детей – часть основных задач, которые ставились при разработке «Недели психологии». Каждый день в учреждении проводились мероприятия, которые охватывали детей всех возрастных категорий: от дошкольников до подростков.

В рамках «Недели психологии» прошли следующие мероприятия:

- акция «Мое настроение»;

- игра «Психологический КВН»;

- акция «Если бы я был…»;

- игра «Найди клад»;

- акция «Позитив через объектив»;

- интеллектуальная игра «ВсеЗнайка»;

- игра «Психологический кросс»;

- акция «Почта отзывов и предложений о «Неделе психологии».

Воспитанники увлеченно участвовали в конкурсах, проявляя активность, заинтересованность и желание победить. Участники игр получили массу положительных эмоций, развили свои лидерские качества и научились вежливому взаимоотношению в командной работе, детям представилась возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, продемонстрировать умения работать в группе, слушать и слышать друг друга. В завершении игр команды получили поощрительные призы в виде сладких угощений.

«Неделя психологии» получилась целостной, насыщенной и полезной. Такие мероприятия помогают  повышению психологической компетентности участников, нормализации психологического климата в коллективе, учат взаимопониманию, уважению, дружбе. Мы не получили ни одного отрицательного отзыва о проделанной работе и никто не остался равнодушен. «Неделя психологии» стала одной из лучших традиций в нашем центре.

              


Что такое радость?!

В жизни человек испытывает большой спектр чувств и эмоций.Он очень насышен и разнообразен и варажаем  мы свои чувствапо – разному.
В рамках реализации программы групповой корекционной работы «Понять себя», с воспитанниками старшей группы мы постарались не просто выразить такоэ эмоциональное состояние как «радость», а перенесли его на бумагу т.е.визуализировали.
Данное упражнение помогает расширить представления детей об эмоции «радость».Оно учит их понимать свои чувства и  чувства других людей, учит передавать своё эмоциональное состояние,используя различные выразительные средства,а так же формирует положительные чувства и эмоции через улыбку. Создает у детей не только радостное настроение от проделанной работы,но и сближает.
А что такое радость для Вас? Как  Вы понимаете это слово?
 

Влияние мультфильмов на психику ребенка

Дети смотрят то, что им предлагают, они еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи.
Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталоны.
Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?
1. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.
2. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
3. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно. Просмотр таких мультфильмов может иметь опасные для ребёнка последствия.
Признаки «вредного мультика»:
- главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей
Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии у ребёнка в реальной жизни;
- персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя.
У ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения; 
- демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно.
Это может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а, значит потенциальными травмами.
- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям.
У ребенка появляются циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость и безжалостность.
- используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот.
У ребёнка не формируются критерии оценки поступков мультипликационных героев. Когда ребенок вынужден подражать несимпатичным главным героям, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.
- транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот.
Нарушается усвоение половой принадлежности ребенка (в дошкольном возрасте).
Напутствия для родителей: 
- следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет;
- просмотр телевизора не должен превышать 1 час в день (по 20 минут 3 раза в день);
- при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее;
- с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего;
- не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Если ребенка невозможно оторвать от телевизора, можно использовать отучающие игры:
1. «Телевизор переезжает». По данным психологических исследований, дети больше тянутся к телевизору, если он занимает «почетное» место, например в центре комнаты. Вместе с малышом организуйте «переезд» телевизора на новое место жительства, менее почетное. А вот книжки, наоборот, должны переехать из книжного шкафа на низкие открытые полочки. 
2. «Сделай свой мультик». Купите раскраски со сценками из мультиков и склейте из них свое собственное «кино» с новым сюжетом. Сделайте из картона большой экран и используйте его как сцену для кукольных спектаклей. Предложите малышу выступить в роли ТВ-ведущего. Уменьшение времени телепросмотра за счет других занятий должно происходить незаметно, иначе ждите обратной реакции.
 

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

- СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.

- Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.

- Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Как вести себя взрослому, если у ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».

Помогите ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».

Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

5. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

- Убедитесь, что у ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.

- Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
- Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.

- При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.

- Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

6. Правильно реагируйте на плохое поведение.

- Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

- Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).

- Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.

- Не вступайте в споры с ребенком.

- Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.


«Можно ли общаться без слов?»

В рамках реализации программы  групповой коррекционной работы «Понять себя» педагогом-психологом Красниковой Е.В. было проведено занятие,  направленное на тренировку  у подростков умения выражать свое эмоциональное состояние, осознание и вербализацию чувств, а так же необходимость показать  детям значение невербального общения в жизни каждого человека.  

В процессе занятия дети познакомились с  основными средствами невербального общения,  на практике проработали основные методы и приемы невербального общения, научились чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.

Каждое  такое групповое занятие способствует сплочению коллектива и созданию благоприятного внутригруппового климата.

 


Использование техники «Мандала» в практической работе психолога.

Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для психолога техника «Мандала» имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе.

Цель данной работы:

-  коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

- изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

- диагностика и коррекция конкретной проблемы;

- развитие творческих способностей;

- развитие мелкой моторики руки.

Существуют поределенные правила работы с мандалой:

 1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.


Центральное место в реабилитационном процессе занимает психологическая служба целью которой является комплексное решение психологических проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

сновные задачи психологической реабилитации состоят в следующем:

  1. Обеспечение ребенка условиями для полноценного психического и личностного развития в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями;
  2. Осуществление необходимой консультативной, диагностической, психопрофилактической помощи детям, родителям и сотрудникам учреждения;
  3. Разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ;
  4. Участие в работе педагогических советов, консилиумах, методических объединений;
  5. Составление заключений и рекомендаций по обучению, развитию и воспитанию детей.

 

В работе, направленной на психологическое обеспечение полноценной реабилитации детей центра, мы выделяем следующие направления:

Диагностика

Проводится с использованием  различных психодиагностических методик, основными из которых являются тесты специальных способностей, тесты интеллекта, личностные опросники, проективные методики и малоформализированные методики, такие как наблюдение и беседа.

Диагностика проводится в несколько этапов:

Консультирование

Оказание психологической поддержки, помощи  по возникшим успешности социально-психологическим проблемам, в частности, налаживанию межличностных     отношений     для     предупреждения     и преодоления   межличностных   конфликтов,   формирование чувства компетентности у воспитанников, родителей, педагогов. Консультирование включает в себя как беседы с детьми, так и беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований, которые содержат рекомендации по работе с детьми.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

В русле этого направления мы регулярно проводим коррекционно-развивающие занятия, которые с интересом посещают воспитанники центра. На занятиях дети развивают коммуникативные способности, нравственные качества личности, познавательную и эмоционально-личностною сферы; получают представления о внутреннем мире человека; осознают свои личностные особенности и соотносят их с требованиями будущей профессии. На занятиях дети играют, свободно выражают себя в рассказах, рисунках, движении, разыгрывают сценки, слушают и обсуждают психологические сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах.

Психотерапевтическая помощь

Включает проведение занятий в сенсорной комнате с применением арттерапевтических методов (арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, ароматерапии), направленных на преодоление последствий психической травматизации ребенка и снятие психоэмоционального напряжения и постстрессового состояния, снижение тревожности и агрессии, а также на обогащение  чувственного опыта ребенка. Сенсорная комната используется как энциклопедия стимулирующих ощущений, предполагающих гораздо большее разнообразие впечатлений. Комната психологической разгрузки позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:

Психологическое просвещение

Включает выступления на педсоветах, методических объединениях специалистов центра  и воспитателей, административных совещаниях с целью информирования взрослых о психологическом здоровье детей, формирования потребности в сотрудничестве с психологом, а также повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений, а также повышение психологических знаний у детей, посредством проведения разъяснительных бесед.

Социально-психологический патронаж

В рамках взаимодействия  со специалистами ОСП проводим рейды по социально-неблагополучным семьям с целью консультирования, оказания психологической помощи (беседы, общение, выслушивание, психологическая поддержка) посещаемым на дому.

В своей работе мы стараемся не допускать некомпетентности и равнодушия, чтобы наше знание проблем конкретного ребенка не обернулось против него. Мы стремимся увидеть за поведенческими нарушениями воспитанника стремление к обновлению, помочь ему принять и полюбить самого себя. Ведь, если ребенок растет в атмосфере дружелюбия и поддержки, он учится быть надежным и знает, что мир – прекрасное место. Поэтому, создание психологически безопасной и комфортной среды – одна из основных задач нашей психологической службы.

 

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни.  Если ты хочешь остаться в сердце человеком – воспитай своих детей».

В.А. Сухомлинский

«Роль семейного воспитания в семье»

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья активно формирует личность ребенка, потому как взаимоотношения между членами семьи обеспечивают специфическую морально-психологическую атмосферу.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, ослабевающее с возрастом, но никогда не утрачиваемое полностью. Семья социализирует личность, является выражением её усилий по всем видам воспитания. Из семьи, выходят члены общества: какая семья – такое и общество.

 

«Найди свою звезду»

       В нашем учреждении самыми полюбившимися занятиями у детей и подростков являются те, что проходят в сенсорной комнате. Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств ребенка. Сенсорную комнату принято еще называть «комнатой релаксации», однако по сути своей она может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения.

                                                    

        Занятия в релаксационной комнате проходят еженедельно и помогают нам решить ряд проблем, с которыми мы сталкиваемся при работе с детьми.  В силу возрастных особенностей дети и подростки используют свои способы снятия стресса и расслабления, которые зачастую оказываются не конструктивными и неэффективными, но несмотря на все это они нуждаются в помощи и наша задача помочь им в этом. Интерактивная среда темной сенсорной комнаты включает в себя все необходимое оборудование, позволяющее им осознать свои телесные ощущения, отреагировать негативные эмоции. Она помогает при обучении их приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля, при формировании позитивных установок, в определении агрессивных стереотипов поведения, снятие мышечного напряжения.

              .                  

 

 

УЧИМСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ.

         Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается или во всем организме, или в какой-либо его системе. С помощью релаксации мы можем воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на жизненном пути ребенка, тем самым, предотвращая психосоматические нарушения организме. Из каких компонентов состоит например реакция тревоги?

ИМПУЛЬС → СТРЕСС → АДАПТАЦИЯ

        Если наступает адаптация, то стрессовое состояние идет на убыль. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация является очень полезным методом. Для достижения состояния релаксации используются различные методы расслабления и специальное аудио-визуальное оборудование.

                 Одним из таких оборудований является фибероптический настенный ковер «ЗВЁЗДНОЕ ВРЕМЯ». Он является важной составляющей интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Когда ребенок касается ковра, у него создается впечатление, что он касается звезд.

                                                                                                   

        Фибероптический настенный ковер «ЗВЁЗДНОЕ НЕБО» мы используем на занятиях по коррекционной и развивающей работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, развития воображения, концентрации внимания, восприятия, фантазии, пространственных представлений и ориентировок.

 

Индивидуальная работа с дошкольниками

 

Большинство дошкольников при поступлении в учреждение имеют ряд проблем в развитии познавательной сферы. Поэтому одним из направлений повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения является индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Работа  с воспитанниками по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

1. Развитие  психических функций.

Основной задачей является развитие внимания, памяти, восприятия и мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое  внимание развитию у детей акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для  развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». 

2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

В процессе индивидуальных занятий у детей формируется и развивается ориентировка в собственном теле,  понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени, осознание пространственных отношений предметов, они учатся словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения.

3. Развитие мелкой моторики

В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются» и др.

Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи,  и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.

                                                                             

 

Сам себе психолог

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию тест, определяющий характер вашего ребенка. Тест поможет лучше узнать внутренний мир ребенка и то, насколько легко он может наладить контакт со своими сверстниками.

Тест на характер можно проводить тогда, когда ребенок попадает в новую среду общения, допустим, новая школа, новая группа в саду. Безусловно, каждый родитель думает, что знает характер своего ребенка досконально, но, если у него появляются проблемы в общении со сверстниками, родители чаще всего об этом не знают или не догадываются. Если дома, в виде шуточной игры, проводить подобные тесты, то возможно момент какой-то внутренней подавленности или дискомфорта будет вовремя замечен и изменен в положительную сторону.

Предложите ребенку ответить на следующие  вопросы:

1.         Уважительно ли ты относишься к дружбе? Да (1); Нет (0);

2.         Нравится ли тебе пробовать новые конфеты, учиться играть в новые игры и знакомиться с новыми друзьями? Да (0); Нет (1);

3.         Нравиться ли тебе старая обувь больше новой? Да (1); Нет (0);

4.         Можешь ли ты быть веселым, когда на самом деле грустно? Да (0); Нет (1);

5.         Менял ли ты самостоятельно больше трех раз место сидения в классе, на котором хотел бы сидеть? Да (1); Нет (0);

 6.        Теряешься ли ты при выполнении трудного урока? Да (0); Нет (1);

 7.         Есть ли у тебя своя коллекция (марки, монеты, куклы, открытки)? Да (1); Нет (0);

 8.         Часто ли ты можешь передумать в последний момент? Да (0); Нет (1);

 

Подсчитайте сумму набранных баллов.

Ознакомьтесь с результатами теста:

Больше 6 баллов. Ребенок очень уравновешенный и общительный. Вокруг него много друзей, ведь такой легкий и веселый характер, как у него привлекает большое количество друзей.

От 3 баллов до 6 баллов. У ребенка немного переменчивый характер, неуверенность в себе и не умение настоять на своем держат ребенка в тени сверстников, но те друзья которые у него есть очень надежны и проверены в разных ситуациях. Ребенок умеет ценить дружбу и хорошее расположение к себе, чаще всего именно у таких людей друзья остаются на всю жизнь.

Меньше 3 баллов. Ребенок слишком закомплексован, совершенно не умеет общаться со своими сверстниками, стоит обратить внимание на повышение самооценки и уверенности в себе.

Тесты, проводимые в кругу семьи, пусть и не дадут ответы на многие вопросы которые есть у родителей к детям, но то, что они позволят по новому раскрыться вашему ребенку, сблизить с вами - родителями и помогут научиться ребенку, доверять своим родителям, это однозначно.


Детские страхи и, что мы, взрослые, о них знаем?

Существует несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Работая с детьми из неблагополучных семей, замечаю, что дети-дошкольники более часто, чем их сверстники боятся темноты, животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Страх, действующий длительное время искажает эмоционально-волевую сферу ребенка, оказывает негативное влияние на различные структурные компоненты личности. Так, наличие в переживаниях личности чувство страха снижает самооценку и уровень притязаний личности, негативно влияет на ценностные ориентации, на формирование представлений, убеждений, привычек, то есть в целом отрицательно влияет на формирование направленности личности. Переживание чувства страха ребенком тормозит развитие всех его психических процессов, в том числе и познавательных, влияет на формирование характера.

Поэтому,  основной целью психокоррекции страха является его уменьшение с помощью следующих техник и приемов:

- повышение самооценки ребенка через использование элементов сказкотерапии (это совместное со взрослым воспроизведение или чтение сказки, которое научит ребенка выражать свой страх. И, даже если ребенок приписывает его себе, а не вымышленному герою, это поможет избавиться от эмоционального напряжения, внутреннего переживания и в определенной степени успокоит ребенка);

рисование страха (с помощью рисования (арт-терапии) удается устранить страхи, возникающие в воображении ребенка, а также страхи, основанные на реальных событиях);

релаксационные игры, упражнения и различные виды психотерапии: песочной, игровой (при использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в изменении ролей, когда взрослый, который не боится почти ничего в жизни, и ребенок, который чувствует страхи, ведут себя противоположным образом).

Решиться помочь детям избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Основной фактор, препятствующий лишению детей от страхов, - неблагополучное нервно-психическое состояние родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь семье в целом, только после этого имеет смысл проведение психокоррекции на преодоление страхов у ребенка.

Светлячки

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)

В дремучем лесу на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.

Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

—  Мам, а как же я? — спросил Волчонок. — Я останусь один? Ночью?
—  Все будет хорошо, Волчонок! Ты ведь большой. Мы вернемся с добычей под утро, — сказала Мама-волчица и погладила Волчонка по голове. Волчонок очень не хотел отпускать маму, но делать было нечего. И вот родители ушли, а малыш остался один.

Солнце село, и скоро стало совсем темно. Волчонок пытался уснуть, но сон никак не приходил к нему. Он прислушивался к каждому шороху и то и дело открывал глаза. На стенах норы ему мерещились страшные тени. Они то мелькали, то, казалось, медленно ползли к Волчонку. Тогда он зарывался в солому, закрывал лапами морду и уши.

Кто-то громко протопал возле норы, грозно фыркая. Так прошло около часа. А сон все не приходил. К тому же начался дождь. Да такой сильный, что вскоре сверху прямо на нос Волчонку закапала вода, видимо, крыша прохудилась. Волчонок перебрался в другой угол норы и вдруг почувствовал, что он не один — что-то шуршало и выбиралось из-под земли. Малыш Волчонок очень испугался и даже задрожал. Неожиданно в норе послышался голос:

— Где это я? И кто здесь дрожит, как сухая листва на ветру? Голос был не страшный, а очень даже дружелюбный. Волчонок, пересилив свой страх, ответил:

— Это я, Волчонок! А ты кто?

— Я дядюшка Крот! Мою норку залило дождем, и пришлось срочно копать ход туда, где посуйте. А твое логово очень теплое и сухое. В такой норе можно без страха проспать до самого утра!

—  Но здесь темно, одиноко и страшно! — сказал Волчонок.

— Ах вот оно что, темно? — удивился дядюшка Крот. — А ты знаешь, что мы, кроты, ничего не видим ни ночью, ни даже днем? Но при этом мы очень хорошо слышим и различаем запахи. Я тебе помогу научиться не бояться темноты, но только завтра. А сейчас закрывай глаза! Я побуду с тобой. — Дядюшка Крот уселся рядом с Волчонком и начал рассказывать ему сказку. Сказка была такая интересная и добрая, что Волчонок успокоился и уснул.

Утром родители пришли домой. Мама-волчица очень переживала за Волчонка. Из-за этого она даже охотиться как следует не могла и вернулась ни с чем. Родители отдыхали, а Волчонок гулял. «Интересно, как мне поможет дядюшка Крот?» — думал малыш.

Когда Папа-волк проснулся, Волчонок рассказал ему о прохудившейся крыше.

—  Пойдем со мной, — сказал Папа-волк, — будешь помогать.

И они направились собирать мох, чтобы заделать дыру в крыше.

Папа с сыном дружно латали крышу логова.

— Ну, все, сынок! Устал? — спросил Папа-волк.

— Немного! — ответил Волчонок, но работать не перестал — он был очень рад оказаться полезным.

Вечером родители снова собрались на охоту, а Волчонок улегся в норке ждать дядюшку Крота. И вот наконец послышалось знакомое шуршание, и показалась мордочка дядюшки Крота.

—  Волчонок, ты здесь? — спросил он.

— Да, я жду тебя! — радостно ответил Волчонок.

— А я принес тебе кое-что! — похвалился дядюшка Крот и достал небольшой колокольчик. В чашечке цветка были светлячки. Вся норка вмиг осветилась зеленоватым светом. — Это тебе, Волчонок! Теперь темнота тебе не страшна!

— Здорово! — обрадовался Волчонок. — Теперь у меня есть светлячки!

Он взял колокольчик, подошел в угол норы, подвинул солому и сказал:

— А, вот кто здесь шуршит и мешает мне уснуть! Это же Земляной червячок!

Неожиданно за порогом послышались чьи-то быстрые шаги и грозное фырканье. Волчонок выглянул из норки и поднял над головой чашечку со светлячками.

— Это просто Ежик, а я боялся! — обрадовался Волчонок, а потом спросил: — А тени, которые ползают по стенам, это кто?

—  Это тени деревьев! Ветер качает их, и тени шевелятся, — объяснил дядюшка Крот.

— Большое тебе спасибо! Теперь я знаю, что бояться мне некого! Вот, возьми эти огоньки. — С этими словами Волчонок протянул дядюшке Кроту колокольчик со светлячками. — Может, они помогут еще какому-нибудь малышу.

— Ты молодец! Ты справился со своими страхами, просто посветив на дорогу светлячками! Всего тебе доброго, мне пора! — И дядюшка Крот юркнул под землю.

В норе снова стало темно. Но темнота больше не пугала Волчонка. И хотя ночью начался ливень, отремонтированная крыша не подвела. Этой ночью родителям Волчонка все-таки удалось поохотиться. И наутро Волчонка ждал вкусный завтрак.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Как ты думаешь, чего больше всего боялся Волчонок?
  • Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного?
  • Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика), как было страшно Волчонку ночью.
  • Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу?
  • Кто и как помог Волчонку справиться со страхами?
  • Придумай вместе с родителями, как еще можно было помочь Волчонку?

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

2. Придумываем сказку.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

3. Где живет страх?

Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

4. Напугаем страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

5. Выкидываем страх.

Из пластилина ребенок катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

6. Если бы я был большой.

Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

7. Отпускаем страх.

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

1. Пальчиковый кукольный театр.

Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать ребенка, какие варианты борьбы со страхом он может предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.


Арт-терапия – нетрадиционные методы и техники. Техника «Каракули»

Сочетание слов «арт-терапия»  -  понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Мы считаем  арт-терапию одним из основных методов в работе с детьми, так как сам метод имеет ряд преимуществ перед другими психологическими и терапевтическими методами.

 Арт-терапия – это достаточно глубокая форма психотерапии, которая позволяет человеку раскрепоститься и «вытащить наружу» самые свои глубокие и тайные переживания, о которых человек сам может иметь крайне смутные представления.

Немаловажен и тот факт, что она   прекрасно снимает накопившееся напряжение, способна расслабить ребёнка, дать возможность «выплеснуть» из себя накопившиеся негативные эмоции, что необходимо в стрессовых ситуациях.

Один из методов в арт -терапии, который мы используем при работе с детьми - техника «Каракули».  Техника «Каракули» затрагивает сферу творческого потенциала личности ребёнка, раскрепощает его и тем самым способствует его личностному росту, повышению его уверенности в собственных возможностях. Кроме того, техника имеет диагностическую направленность и способствует исследованию человеком собственных чувств и переживаний,  И еще один ее не маловажный компонент это то, что она способствует оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, располагает к проявлению взаимной эмоциональной поддержки.