6 мая 2020 г.

Немного о дисграфии

 

Растёт в семье, казалось бы, умный развитый ребёнок, уже умеет и считать, и читать. И вот долгожданный первый звонок, все садятся за парты, достают ручки и прописи….

Вдруг откуда ни возьмись проблема: у кого-то всё получается, а у Вашего ребёнка, как ни старается, дело не движется: противные палочки не желают выстраиваться в ряд, крючки падают со строки, а уж когда дело доходит до букв и первых слов, первоклашка и вовсе попадает в аутсайдеры. «Не стараешься! Неаккуратный! Ленивый! Безграмотный!» – какие только упрёки не приходится выслушивать в школьные годы бедняге, виноватому лишь в том, что стал жертвой болезни, имя которой — дисграфия. Да-да, именно в неграмотности и дурном почерке повинны вовсе не лень и неаккуратность, а недостаточное или неправильное развитие отделов головного мозга, которые отвечают за письменную речь. Но обычно заключение «дисграфия» появляется у ребёнка лишь тогда, когда становится очевидным, что традиционная «комбинированная терапия» в виде кнута и пряника не даёт хоть сколько-нибудь заметных результатов. Как правило, к этому моменту у ребёнка уже успевает сформироваться стойкий навык неправильного письма. Что ещё хуже — он привыкает быть «плохим» учеником. Формируется поведенческий стереотип, переломить который ещё труднее, чем справиться с ошибками. Но определить склонность к дисграфии можно задолго до школы. Если мы внимательно понаблюдаем за дошкольниками, то заметим «звоночки», свидетельствующие о том, что в школе у ребёнка могут возникнуть проблемы с освоением письма и письменной речи:

— отсутствие развёрнутого высказывания к 3 годам (предложение из 2-3 слов) неизбежно отражается и на понимании обращённой к ребёнку речи. Например, «Поставим кубики друг на друга. Помоги мне. А теперь отнеси эту коробку и принеси зайчика».

— слабая моторика пальцев рук: развитые пальчики предполагают развитую речь. Развивать руку лучше не спеша, с удовольствием, ведь так легко привить отвращение к чтению и письму. Если пальчики не готовы к письму, позанимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием пальцами, научите пользоваться иголкой (пусть шьёт под вашим присмотром), играйте в мозаику с крупами.

— ориентировка в пространстве и на своём теле: являются важным фундаментом для понимания правила и умения его применять на письме. Например, «Подними правую руку, подними левую руку.  Дотронься правой рукой до левого уха, левой рукой до правого уха. Покажите правой рукой правый глаз, левой рукой левый глаз».

Выполняя эти несложные упражнения, вы поможете своему ребёнку избежать трудностей и в детском саду, и в школе. Тогда уроки для него будут не «мучением», а весёлым обучением. Ребёнок будет чувствовать себя уверенно и комфортно. А вы, уважаемые родители, будете гордиться его успехами.

Чтобы не допускать проблем с обучением, в «Елецком СРЦ» учителем-логопедом Мищенко Еленой Владиславовной совместно с воспитателями и другими специалистами центра, коррекционная работа по профилактике дисграфии начинается еще с дошкольного возраста, а с младшими школьниками и детьми среднего и старшего школьного возраста, у которых наблюдаются пробелы в письменной речи, проводятся занятия по устранению и коррекции данного вида речевого нарушения.

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости